Сознание отображает себя в слове, как
солнце в малой капле вод. Слово относится к сознанию, как
малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу.
Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого
сознания. (Выготский Л.С. Мышление и
речь / [коммент. В.С.Библера,
И.В.Пешкова; ред. Г.Н.Шелгунова]. – [Пересмотр.
версия] – М.: Лабиринт, 1996. – С.
362.)
«Реальность
оттого и называется в русском языке словом «действительность», что
состоит из взаимных действий объектов и систем друг на друга.» (Куферштейн М. Основы физики здравого смысла / М.Куферштейн. СПб.: РДК-принт, 2001. – 80 с. С.31.)
Из статьи
д. филос. н. И. А. Герасимовой:
«…в ритме [усматривают] одно из
организующих начал природы. (С.86)
Первобытный человек… обладал
очень тонкой психофизической чувствительностью… …Познавание проходило
через осознание внутренних ассоциаций ощущений, которые могли вызываться как
внешними стимулами, так и внутренними, когда ритм внутренне осязаемого объекта
«проходит через телесного человека». Ассоциации могли быть двигательными,
эмоциональными, ментальными. Важный шаг в проявленности
именно человеческой разумности – объективация внутренних ассоциаций, которая…
могла быть представлена как с помощью образа, так и с помощью обозначающего его
смысл знака. …выделение образа, а затем и слова-имени… … Способность к
пониманию через чувство ритма сохранилась у многих народов, живущих в традиционных
общинах. (С.91-92)
…преобладала установка сознания "вовнутрь", о чем свидетельствуют
системы абстрактного символизма,
используемые для передачи космологических учений как на Ближнем, так и на
Дальнем Востоке… … В эпоху эллинских мистерий наблюдается
явный поворот сознания на изучение внешнего физического мира… (с.97) …в
знаково-символическом (логико-вербальном) мышлении рационального типа
упорядочивающий аспект мыслеформы преобладает над мыслеэнергией. (С.101)
В современной культурной ситуации
прослеживается тенденция к пробуждению ранее дремавших способностей к
чувствованию внутренних ритмов. (с.109)
…можно даже прийти к выводу, что
происходит возрождение форм архаического ритмомышления.
(С.111). В когнитивном аспекте можно наблюдать тенденцию к изменению
психофизической конституции человека, которая связана, в частности, с
возможностями повышения чувствительности, переключением интереса на внутренние
аспекты сознания, развитием форм автоноэтичного
сознания. (С.112)
В чувствующем мышлении
можно достичь равновесия ума и чувств, соединяя индивидуализированную мыслеформу с универсальными мыслеритмами,
и наделяя мысль качествами психического осязания – ощущениями внутренних ритмов
объекта. Чувствующее мышление как способность проникновенного понимания
может проявляться и в научном творчестве как осязание мыслью энергии идей,
адекватности смысла и выражения. (С.112)»
(Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т
философии РАН; под общ. ред.
И.П.Меркулова. – М.: Языки русской
культуры, 2000. – С.84–112.)
Герасимова И.А.
Танец: эволюция кинестезического мышления
Из статьи
д. филос. н. И. А. Бесковой:
«...взаимодействие человека с миром
происходит на разных уровнях. Это
может быть соприкосновение, когда человек скользит по
поверхности событий незаинтересованным взглядом, замечая лишь
то, что само бросается в глаза. В этом случае контакт минимальный. Человек может сосредоточиться на предмете. …
И… растворение друг в друге. Человек и мир становятся одним целым. Д.Судзуки говорил, что для того, чтобы правдиво изобразить растение, надо стать им. «…сознание должно быть полностью свободно от
субъективных эгоцентрических
мотиваций. Оно становится созвучным Пустоте, или таковости,
и тогда человек, созерцающий объект, перестает осознавать себя отличным от него и отождествляется с ним. Это
отождествление дает возможность художнику чувствовать пульсацию жизни,
которая проявляется одновременно в нем и в
объекте. …» (см.: Судзуки
Д.Т. Мистицизм: христианскиский и буддистский. Киев,
1996. С.43-44.) …в этом случае
степень взаимодействия и взаимопроникновения
человека и мира максимальна. (с.136-137)
…бушмены
способны получать информацию иными путями и
раньше, чем это становится доступным западному человеку.
…источником своего рода пред-знания
в этих случаях выступает ощущение
происходящего как в-нем-самом-совершающегося.
…бушмены не рассматривают эту способность …как сверхъестественную.
…мир, с которым человек сталкивается в повседневной жизни, — это мир средних размерностей.
(с.138) …животные демонстрируют способность воспринимать информацию в ином… диапазоне или с иной интенсивностью. (с.140) …пчелы… обладают
способностью воспринимать в
ультрафиолетовом диапазоне. … Летучие же мыши издают и слышат звуки с частотой до 100000 колебаний
(ультразвуковой диапазон). …угорь, защищаясь или
нападая, производит мощный электрический
разряд (в лабораторных условиях он зажигает одновременно более 200 неоновых ламп). …Мы оцениваем восприятие других… как экстрасенсорное или обычное… в зависимости от того, что характерно
для нас. «Мир выглядит для
нас таким, каким позволяют увидеть его
наши органы чувств.»… все животные… хотя и живут в одном мире, но «можно
сказать, что они живут в разных мирах…» (см.: Тинберген
Н. Поведение животных.
М., 1985. С.40) (С.139)
…то, что у современного человека установлены и изучены традиционные органы чувств (зрение,
слух, вкус, обоняние, осязание),
— еще не основание для того, чтобы считать, что другими каналами поступления
информации он не располагает. Животный мир
демонстрирует гигантское разнообразие не известных нам ранее форм восприятия и ощущения. И даже если многие
из них не представлены у человека, в принципе они возможны. И то, что современная
наука пока не понимает, как они организованы и функционируют, вовсе не порочит
их и не служит основанием для их отвержения. (С.140-141)
…особый
тип мироощущения и мировосприятия [был представлен на ранних стадиях
филогенеза]. …[оно] было слабо дифференцированным, обеспечивая мгновенную
и целостную реакцию организма на изменение
значимых для выживания параметров среды. [условно его можно назвать] кожным чувством. …сохранились… выражения,
в которых отражена особая роль кожного
ощущения…: «всем телом
почувствовать», «кожей ощутить
опасность», «затылком (спиной) почувствовать чей-то пристальный взгляд» и др. (с.141) …еще не замутненное порождениями собственного
Эго гигантское «чувствилище»,
резонансно настроенное по отношению к миру. (с.147) Барьеры
самосознания и критичности, привносящие искажение в образ мира, еще не сформированы. (с.149) …представленность правополушарных стратегий была большей, чем сегодня. (с.143) …альтернативная реальность воспринималась буквально как
компонент собственных переживаний. …Личностное,
острое, объемлющее переживание
альтернативной реальности как данной здесь и теперь, в собственных ощущениях, составляет подлинную основу
эзотерического знания, религиозных верований, мифологических представлений. Средством их выражения и является язык
символов. (с.145)
…протообразы [архаического] человека верно
воспроизводят cyщественные для него параметры происходящего. Звукокомплексы…информативны в отношении выражаемого ими содержания. …символ…
эволюционно производен от протообразных форм репрезентации, складывавшихся на основе реликтового мировосприятия. (с.150)
…глубина понимания символа зависит от способности
человека раскрывать все более глубокие содержания и в этом смысле
практически безгранична. (С.136). Чем сложнее и совершеннее будет человек, тем
сложнее и совершеннее будут те смыслы, которые он способен постичь на
основе изучения языка символов. (С.161)»
(Бескова И.А. Язык символов как эпистемологический феномен // Эволюция. Язык.
Познание / Ин-т философии РАН; под общ. ред. И.П.Меркулова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С.134-161.)
Бескова И.А.
Язык символов как эпистемологический феномен
«Поскольку же состояния различных
процессов непрерывно изменяются, то непрерывно изменяется и «лицо» настоящего
времени – время «течет». При этом время течет от одного настоящего
(определенного одним состоянием материальных процессов) к другому настоящему
(определенному другим состоянием этих процессов), приходящему ему на смену в
соответствии с причинно-следственными закономерностями протекания процессов. Все тела, процессы (их состояния) всегда существуют в настоящем,
принадлежат только настоящему, поскольку сами определяют его своими
состояниями, взаимоотношениями, своим существованием, являясь составной частью
того или иного настоящего, его материальным наполнением.» (Попов Н. Сущность
времени и относительности. / Н.Попов. – Изд. пятое, испр.
и доп. – Рига, 2005. – С.8.)
«Выделяют два
способа восприятия действительности: субъектно-центрированное и объектно-центрированное. При объектно-центрированном
“человек открывается навстречу объекту
всеми своими чувствами, забывает о своих эгоцентрических мыслях... и полностью отдается переживанию как бы еще не названного
первозданного мира” (Дж.Рейнуотер).
…Анри Бергсон назвал этот способ восприятия “непосредственным вчувствованием”. …раскрывает интуицию.
При
субъектно-центрированном восприятии человек в окружающем ищет лишь отражение самого себя, воспринимает его через призму
собственных интересов. … Это основной метод
восприятия технократической цивилизации, поставивший
ее перед кризисом (экологическим, нравственным и др.): субъектно-центрированное восприятие дает неполное представление об
окружающем, т. к. отражает “потребительское” отношение к нему.
…эти два типа восприятия
представлены в русском языке в конструкциях с разным способом выражения
семантического субъекта…
Соотношение
восчувствованного… и рацио- восприятия… менялось в
ходе истории человечества, …в становлении человека (онтогенезе)… и в языке… В раннем филогенезе… преобладали
восчувственный тип восприятия, активность правого
полушария головного мозга, как
и в мышлении ребенка до года-полутора лет… В
древнерусский период велика была роль правосторонних стратегий восприятия. В послепетровскую эпоху в языке
происходят изменения, свидетельствующие о начавшемся
преобладании логического, рационального мышления над
образным. … Г. Р. Державин… написал: «Ум и сердце человечье были
гением моим», пророчески намечая два направления, которые стали “ключевыми” для
дальнейшего развития восприятия. … С начала XIX в. синтетизм начинает
ослабляться. … Правополушарные тенденции усиливаются в наши дни.
…метафора
из художественного средства вновь
становится формой ассоциативного мышления, способствует развитию интуиции. Усиливаются символизм и многозначность текста… …эмоциональность...
…все большая роль сочинения [отражает]…
преобладание в сознании приоритета синтеза над анализом. …
Форма
становится более емкой и краткой. Часть смысла передается имплицитно (незнаково) – как
непосредственное общение и понимание не в словесной форме. Русский синтаксис ориентирован на более тесное
взаимодействие, «сотворчество». Стремление к нему составляет неотъемлемую часть
русского духа, усиление чего мы видим в наши дни.
Русский язык показывает становление нового способа мировосприятия,
в котором на фоне развитых логических
стратегий усиливаются правополушарные, открывающие дорогу ассоциативному мышлению, воображению,
интуиции, восчувствованию, что означает становление более целостного и
гармоничного мировосприятия…» (Пименова С.Я. Об
изменениях в языке: различные типы восприятия и синтаксическая система //
Материалы XXXIV Международной филологической конференции: 14-19
марта
Из книги
к. филол. н. Л.С.Шишкиной-Ярмоленко:
«Что
унаследовало это последнее в XX веке поколение и
поколение рождающихся уже в третьем тысячелетии? По
всем признакам – новую позицию
субъекта познания: «в потоке времени». …
Парадигма познания, основанная на
противопоставлении субъекта и объекта,
исчерпала свои возможности на грани XIX-XX веков. Формальная логика… оказалась недостаточной для описания всей глубины и качественного
богатства мира. В середине
двадцатого века стало ясно, что мир вообще нельзя описать объективно,
независимо от человека. С особой остротой встал вопрос о позиции субъекта познания.
…двадцатый век… свидетельствует о качественной смене отношения между человеком и
миром, о поиске новой целостности. …осознаётся исходная встроенность
человека в бытие, открытость… …осваивается позиция включённого наблюдения, или
наблюдающего участия…
В реальном движении жизни как в сверхсложном развивающемся целом значимость события не зависит от его масштаба. …жизнь
воспринимается как единственно существенный вид ответственного творчества. …
…молодые
сегодня… иначе видят и
воспринимают мир: он для них более объёмен и насыщен,
хотя и плохо дифференцирован. Их не разделяет с миром дистанция познания… …у нового поколения нет проблемы
взаимопонимания. При общении работа их подсознания мгновенно синхронизируется под воздействием общих символов,
которые замещают целые блоки информации. В… «новоязе»
– языке молодых –
передаётся обычно лишь логическая канва событий, резко окрашенная эмоциями. …«новояз» педставляет
собою первую ступень разговорного языка,… грамматика которого на две трети ушла в подсознание. …формируется
новая психосоматическая норма, способствующая выживанию
в изменяющихся условиях, при резком расширении возможностей восприятия,
увеличении объёма, свойств и качеств чувствуемого мира. …заново выстраивается и
система ценностей.
Психофизиологическая возможность резонанса с целым… переходит в необходимость и инициирует готовность к пониманию данного в интуиции. Опыт повседневности требует маркирования и осмысления открывающихся глубин бытия.
Сегодняшний молодой человек чуть ли не
с пелёнок оказывается в ситуации сложнейшего
поиска, которая проявляется для внешнего наблюдателя… в недетской серьезности взгляда, неожиданных по глубине оценках…, в некой двойственности всего
облика, в котором чередуются обычный ребёнок со всем спектром детских интересов, игр и шалостей и – затаившийся маленький мудрец. Иногда
слишком рассудительный, иногда неожиданно твёрдый в принятом решении, иногда –
бесконечно, печально одинокий, «стойкий оловянный солдатик», воин на новом поле духовной битвы человечества.
Мы должны,
прежде всего, увидеть этого человека. И помочь ему.
Информационное море, бушующее вокруг, расставляет свои, чуждые жизни акценты. … В
педагогике, в школьных и
даже университетских программах мы до сих пор активно уклоняемся
от представления целостного образа мира…
…Мы отвыкли ставить основные
вопросы бытия. Интуиции молодых оказываются не только не востребованными, не
осмысленными с нашей помощью, но и
отторгаемыми…
Уровень
подмены ценностей достигает сегодня высшей степени трагичности. …мы
закрываем для молодых самоё проблему и возможность выбора, лишая их тем самым свободы
воли выбора, … свободы
воли. … проблема свободной
воли, незнакомая язычеству и актуализированная
в христианстве как проблема свободного выбора между добром и злом, сегодня, в начавшуюся эпоху постантропоцентризма, оказывается
проблемой различения добра и зла. Человеку разумному впервые доверено самостоятельно, без подсказок и правил,
разобраться в том, что такое
хорошо и что такое плохо. … Смысл постмодерна как раз и заключается в том, чтобы обеспечить возможность
свободного выбора пути… ради обретения
опыта. Осознавая глубину и значимость нашего времени, мы
всеми силами должны помочь молодому поколению в выполнении его исторической задачи.» (Шишкина-Ярмоленко
Л.С. Язык и познание: опыт лингвистической антропологии / Л.С.Шишкина-Ярмоленко; Санкт-Петерб.
гос. ун-т. – СПб.: Астерион,
2004. – 264 с. – С.188–192.)
Классификация периодов развития западноевропейской науки,
по В.С.Степину [Cтепин В.С.
Философская антропология и философия науки. М., 1992] и И.А.Герасимовой (цит.
по статье И.А.Герасимовой):
«Периоду классического естествознания
(результат революции Нового времени) соответствует классическая парадигма в науке, с конца XIX в. формируется и развивается
неклассическая парадигма, а с конца XX в. возникает постнеклассика. Классическая
парадигма: человек задает вопрос природе
(объекту), природа отвечает. В классике в рассмотрении предполагается
только объект, а субъект и средства познания игнорируются. Классике
соответствует идеалы классической рациональности, объективности научного
знания, незыблемости открываемых законов природы, которые в полной мере
реализованы в ньютоновской механике, имеющей дело с
макротелами. Классической парадигме вполне соответствует классическая логика с
двумя значениями «истинно» и «ложно», впервые теоретически осмысленная
Аристотелем.
Неклассическая
парадигма: человек задает вопрос природе,
природа отвечает, но ответ теперь зависит от способа вопрошания, от контекста
вопроса (не только от средств наблюдения при проведении эксперимента, но и
от возможности проведения совместных наблюдений различных величин). Возникает
принцип относительности результата к средствам наблюдения, принципиальная
неустранимость влияния наблюдения на систему. Понятие объективности в единичном
эксперименте размывается. Этот подход впервые возникает в теории
относительности, где пространственно-временные интервалы зависят от системы
отсчета наблюдателя, и в квантовой механике, где невозможно подсматривать за микрочастицей,
неустранимо не искажая ее характеристики. Аналогичные свойства проявляют живые
системы и психика. В человеческих отношениях форма вопроса и тон его в большей
степени определяют ответ. Не-классике соответствует
неклассическая логика с ее вниманием к многозначным и модальным контекстам, к
семантике возможных миров. Строятся формальные модели,
включающие оценки «неопределенно» (пока нельзя проверить), «бессмысленно» (в
принципе нельзя проверить), модальности «возможно», «субъект знает, что», «разрешено»
и др.
В постнеклассической
парадигме человек задает вопрос природе,
природа отвечает, но ответ теперь зависит и от способа вопрошания, и от
способности понимания вопрошающего. В
рассмотрение приходится вводить культурный уровень субъекта, его
психологические, профессиональные и социальные установки, которые ранее наука
не рассматривала. Возникает многократное прочтение текста природы, изменение в
повторных опытах представлений о ней, появляются эволюционные взгляды на
природу. Методологии отмечают, что постнеклассика
становится гуманитарной наукой. Подчеркнем, что речь идет только о становлении постнеклассической парадигмы. [c.212-213]
…Перманентность научно-технической революции в XX
в., необычайная динамичность научной,
культурной и политической жизни
требуют повышения гибкости мышления.» (Герасимова И.А. «Образцы
порядка» в творческом мышлении //
Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и
беспорядка / Рос. акад. наук,
Ин-т языкознания; сост. и отв. ред. чл.-кор. РАН Н.Д.Арутюнова. – М.:
Индрик, 2003. – С. 212–214.)