ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

     ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

    

     Из книги:  Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие для студентов днев. и заоч. отд-ний  вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. –  М. : Высш. шк.,  1998. – 381 с. (С.96-97).

     «По мнению большинства отечественных ученых-науковедов, будущая наука будет обладать следующими чертами.

     1. … должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но имеет и свои границы применимости, которые должно осознавать и не переходить. … [наука] должна … осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

     2. Постмодернистская наука … включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это – современная тенденция гуманизации науки. Полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям.

[ср.: «Модернистская наука ставила своей целью создание … нового образа мира, полученного на основе максимально концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости.» (Там же. с.96)]

     3. … наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно  взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки – диалогично.

           [ср.: «Модернистское естествознание и наука – монологические формы знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней.» (Там же. С.96)]

     4. В основе постмодерна лежит идея глобального эволюционизма – всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков-элементарных частиц,  а из совокупности процессов – вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы «пузырится» бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью. Этот мир – уже не объект, а субъект. [«Физический мир, увиденный глазами физика ХХ века, напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль» (Там же. С.91)]

     5. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность – стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук. Также научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики.

      …Это лишь отдельные черты будущей науки, создающейся сейчас, на наших глазах.» (с.96-97)


 

       «…сознанием наделено все. Сама материя является сознающей. Нет ничего безжизненного, неодухотворенного. (с.112)

     …есть все основания предполагать, что «материей», веществом энергетического мира является универсальная сила «сознание». (с.52)    

     …энергетическая структура, найденная на уровне замысла (уровень действия универсальных сил), в нашем, физическом, мире предстает… облеченной в материал, характерный для нашего мира (то, что мы называем веществом). …Первые обычно называют «идеями», «образцами», «структурами», а вторые – вещами, предметами, хотя по природе своей…, эти конструкты – совершенно одно и то же. (с.51) …Просто субстанции этих миров различны. (с.52) (Бескова И. А. Эволюция и сознание  (когнитивно-символический анализ). – М.: ЦОП ИФ РАН, 2001.)

 

      «Уровням и формам мироздания можно сопоставить уровни и свойства сознания.» (Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174.)

 

     «В чувствующем мышлении можно достичь равновесия ума и чувств, соединяя индивидуализированную мыслеформу с универсальными мыслеритмами, и наделяя мысль качествами психического осязания – ощущениями внутренних ритмов объекта. Чувствующее мышление как способность проникновенного понимания может проявляться и в научном творчестве как осязание мыслью энергии идей, адекватности смысла и выражения. (С.112)» Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН; под общ. ред. И.П.Меркулова.  – М.: Языки русской культуры, 2000. – С.84–112.)

 

     «...если существо воспринимает происходящее на основе использования сознания как универсальной силы, понимание достигается не за счет анализа и размышления, а за счет концентрации. (с.60) …субъект как бы проникает внутрь (вглубь) объекта, становится объектом, переживает его как состояние внутри себя. Результатом такого взаимодействия является знание мгновенное, непосредственное и точное, не искаженное присутствием и влиянием эго. (с.61) …сознание, как универсальная сила, … простирается далеко за пределы физического тела. Фактически оно не имеет границ.окружающее – той же природы. … (с.60)

     [Энергетическая система человека] является базисной для его отношений с миром. (с.37) …тип отношений с миром – единство, внутренняя гармония – свойственен человеку по природе. (с.98)     

     …Все живое излучает.излучение взаимодействует с объектами, которые встречаются на пути. …резонансно отзовутся, откликнутся в ответ на такое воздействие объекты, внутренние параметры которых в каком-то отношении сходны с параметрами пришедшего излучения. …мир человека состоит из того, что созвучно его собственной природе, его сущности. (с. 77-79)

     …только имея развитую способность сознания и восстановив утраченную внутреннюю целостность и гармонию, человек оказывается способным к постижению глубинного знания уровня универсальных сил. (с.207)» Бескова И. А. Эволюция и сознание

 

 

     «Что унаследовало это последнее в XX веке поколение и поколение рождающихся уже в третьем тысячелетии? По всем признакам – новую по­зицию субъекта познания: «в потоке времени». …

       Парадигма познания, основанная на противопоставлении субъекта и объекта, исчерпала свои возможности на грани XIX-XX веков. Формальная логика… оказалась недостаточ­ной для описания всей глубины и качественного богатства мира. В середине двадцатого века стало ясно, что мир вообще нельзя описать объективно, независимо от человека. С особой остротой встал вопрос о позиции субъ­екта познания.

        двадцатый век свидетельствует о качественной смене отношения между человеком и миром, о поиске новой целостности. осознаётся исходная встроенность чело­века в бытие, открытость… …осваива­ется позиция включённого наблюдения, или наблюдающего участия…

       В реальном движении жизни как в сверхсложном развивающемся целом значимость события не зависит от его масштаба.жизнь воспринимается как единственно существенный вид ответственного творчества. …

      …молодые сегодня… иначе видят и воспринимают мир: он для них более объёмен и насыщен, хотя и плохо дифференцирован. Их не разделяет с миром дистанция познания… …у нового поколения нет проблемы взаимопонимания. При общении работа их подсознания мгновенно синхронизируется под воздействием общих символов, которые замещают целые блоки информации. В… «новоязе» языке молодых – передаётся обычно лишь логическая канва событий, резко окрашенная эмоциями. …«новояз» педставляет собою первую ступень разговорного языка,… грамматика которого на две трети ушла в подсознание. …формируется новая психосоматическая норма, способствующая выживанию в изменяющихся условиях, при резком расширении возможностей восприятия, увеличении объёма, свойств и качеств чувствуемого мира. …заново выстраивается и система ценностей.

        Психофизиологическая возможность резонанса с целым… переходит в необходимость и инициирует готовность к пониманию данного в интуиции. Опыт повседневности требует маркирования и осмысления открывающихся глубин бытия.

        Сегодняшний молодой человек чуть ли не с пелёнок оказывается в ситуации сложнейшего поиска, которая проявляется для внешнего наблюдателя… в недетской серьезности взгляда, неожиданных по глубине оценках…, в некой двойственно­сти всего облика, в котором чередуются обычный ребёнок со всем спек­тром детских интересов, игр и шалостей и затаившийся маленький муд­рец. Иногда слишком рассудительный, иногда неожиданно твёрдый в принятом решении, иногда бесконечно, печально одинокий, «стойкий оловянный солдатик», воин на новом поле духовной битвы человечества.

        Мы должны, прежде всего, увидеть этого человека. И помочь ему.

        Информационное море, бушующее вокруг, расставляет свои, чуждые жизни акценты. … В педаго­гике, в школьных и даже университетских программах мы до сих пор активно уклоняемся от представления целостного образа мира… …Мы отвыкли ставить основные вопросы бытия. Интуиции моло­дых оказываются не только не востребованными, не осмысленными с нашей помощью, но и отторгаемыми…

        Уровень подмены ценностей достигает сегодня высшей степени трагичности.мы закрываем для молодых самоё проблему и возможность выбора, лишая их тем самым свободы воли выбора, … свободы воли. … проблема свободной воли, незнакомая язычеству и актуализированная в христианстве как проблема свободного выбора между доб­ром и злом, сегодня, в начавшуюся эпоху постантропоцентризма, оказывается проблемой различения добра и зла. Человеку разумному впервые доверено самостоятельно, без подсказок и правил, разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Смысл постмодерна как раз и заключается в том, чтобы обеспечить возможность свободного выбора пути… ради обретения опыта. Осознавая глубину и значимость нашего вре­мени, мы всеми силами должны помочь молодому поколению в выполне­нии его исторической задачи.» (Шишкина-Ярмоленко Л.С. Язык и познание: опыт лингвистической антропологии / Л.С.Шишкина-Ярмоленко; Санкт-Петерб. гос. ун-т.СПб.: Астерион, 2004. – 264 с. – С.188–192.)

 



На главную

Hosted by uCoz