На главную

     Бескова И. А. Эволюция и сознание  (когнитивно-символический анализ) / И. А. Бескова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ЦОП ИФ РАН, 2001. – 268 с.

 

 «[Энергетическая система человека] является базисной для его отношений с миром (с.37) На ранних этапах эволюции человек… имел средства для распознавания (проживания в себе) процессов, происходивших в мире (с.36).  полагаю, что глубинной основой раннереликтового взаимодействия человека с миром выступала его энергетическая система, т. е. система каналов (меридианов), по которым движется энергия, известная как ци у китайцев, прана у индусов, мана в некоторых других культурах (например, у аборигенов Австралии). (с.40) (В настоящее время аналогичное проявляется в жизни бушменов. Представители этого племени) …способны получать информацию иными путями и раньше, чем это становится доступным западному человеку. (с.40)

     …первый тип отношений с миром – единство, внутренняя гармония – свойственен человеку по природе. (с.98) [Мир], который человек утратил,… был целостным, гармоничным. Человек его понимал, т. к. имел непосредственное знание-переживание всего происходящего в нем. (с.64) …для человека ранней культуры познать нечто – значило пережить в себе самом… (с.101) Отношение принятия происходящего, следование в потоке событий избавляло от бесплодной борьбы и внутренней неудовлетворенности. Происходившее не оценивалось как хорошее или плохое, оно просто принималось, и человек к нему подстраивался. (с.105)

     Моменту низвержения из рая (символический аспект), пробуждению самости (онтогенетический) филогенетически, на мой взгляд, соответствует стадия, когда человек начинает изготавливать орудия труда. (с.64) … группы, занятые охотой и собирательством…  … не делают запасов. Ни запасов пищи, ни каких-либо других накоплений не существует. … Стремление что-то запасти только кажется нам таким естественным и самоочевидным. На самом же деле оно связано со вполне определенной стратегией поведения: стремлением контролировать течение событий, брать ответственность на себя. А ведь есть и совершенно другая стратегия: позволить «событиям течь», жить в режиме «здесь и теперь», не заботиться о завтрашнем дне, т. к. «он сам о себе позаботится» (с.67). [Что является] …выражением чувства защищенности, когда ответственность о твоем благополучии лежит на ком-то, кто сильнее тебя и чьи возможности больше твоих. (с.68) …Напротив, мироощущения, выражаемое как «сам не позаботишься, никто не позаботится», совершенно противоположно вышеописанному. Первое, что бросается в глаза, это, конечно, понятие «сам». В его основе – самость, самосознание. Представление о себе – как об отдельном независимом существе. Второе – это чувство ответственности… Такое мироощущение… предполагает: а) существование границы между человеком и миром (в противном случае понятие самости не могло бы сложиться); б) внутреннюю расщепленность, дисгармоничность человека, самопринуждение…; в) временное членение континуума (иначе откуда взялась бы идея обеспечить свое будущее?) (c.68) …человек, начинающий огромный цикл работ, совершаемых в условиях отсроченного удовольствия, ради будущих целей и без упования на то, что кто-то за него обо всем побеспокоится, такой человек… должен был пережить какую-то радикальную внутреннюю трансформацию по сравнению со своим предшественником. (с.68-69) [Это связано с]…коренными изменениями в самом человеке и в его мироощущении. (С.67)

     …все происходящее начинает рассматриваться с точки зрения «Я», которое оказывается функционально подобным выделенному миру в семантике возможных миров. (С.71). …«Я-позиция», т. е. самость, эго, самосознание, самоконтроль, способность видеть себя со стороны. Все перечисленное… в своей основе имеет нечто общее.  А именно: а) расчленение целостного универсума на две взаимоисключающие части – Я и иное; и б) помещение «центра тяжести» в Я. (с.71) …фактически, весь путь эволюции человека после грехопадения неразрывно связан с идеей самости…(с.147). … Под самостью в данном контексте я буду понимать то, что вкладывается в это понятие в восточной традиции: иллюзорное представление о собственной отграниченности от  мира, об изолированности и самостоятельности «я». (с.88)

    …после того, как появилось «хорошее» и «плохое», «желательное» и «нежелательное», «принимаемое» и «отвергаемое», все изменилось. Мир, ощущавшийся раньше единым, оказался для человека поделен на оппозиции. Это само по себе уже серьезное огрубление реального положения вещей, ведь на самом деле континуум непрерывен.все происходящее стало сопровождаться оценкой. (с.105) ..трансформация внутреннего восприятия влекла за собой изменение эмоционального фона жизнедеятельности человека. (с.106) …теперь уже человек не может просто плыть в потоке жизни, с благодарностью принимая все, посылаемое ему. Теперь он «видит» в происходящем хорошее и плохое; воюет с «плохим» и борется за «хорошее». Последствия такой борьбы и войн мы видим на примере сегодняшнего состояния человека технократической культуры, его внутреннего мира, его здоровья и состояния окружающей среды. (С.107)

     …мир человека состоит из того, что созвучно его собственной природе, его сущности. (с.79) Все живое излучает. Я полагаю, что непреднамеренно генерируемое излучение представляет собой всего лишь иную форму выражения природы, существа объекта.оно же – сущность, существо объекта, но только выраженное (представленное) в форме излучения. (с.77) …излучение взаимодействует с объектами, которые встречаются на пути. …резонансно отзовутся, откликнутся в ответ на такое воздействие объекты, внутренние параметры которых в каком-то отношении сходны с параметрами пришедшего излучения. (с.78) Коренное изменение внутренней природы человека обусловливает трансформацию природы его излучения.несмотря на внутреннюю целостность отвечающего объекта, расколотым сознанием он будет восприниматься как расколотый, поделенный на противоположности. (С.63) …не потому, что на самом деле изменились параметры объектов или их природа. Все осталось прежним за исключением самого человека. (С.63) Это определит характер взаимодействия с таким миром, что в свою очередь, обусловит параметры внутреннего состояния субъекта: гармония, эмпатия или вражда, борьба, диссонанс. (С.62) …мир человека гармоничного, … светлого, будет гармоничным, … светлым, а мир человека, раздираемого противоречиями, закрытого, агрессивного будет борющимся, конфликтным, угрожающим. При этом  оба они живут в одном и том же мире… И в то же время в их мироощущении – это два различных мира. (с.79)

     Целостный человек… способен к… многослойному восприятию. А вот внутренне разделенный – нет. (с.81) …человек из существа, воплощенного в сознающей материи (или в материальном сознании) превратился в существо, одна часть которого стала обладать сознанием, полностью лишенным качества материальности, а другая – материей, утратившей способность сознавать. И то, и другое для мира неорганично, т. к. все несет в себе оба вида энергии: ян и инь.  (с.81)  …В новых условиях резонировать человеку стали не объекты целиком, как это было раньше, а какие-то их части, энергетическая составляющая которых оказалась созвучной новым параметрам трансформированного человеческого излучения. (с.82) …мир оказался составлен из восприятий отдельных сторон, аспектов реально существующих объектов, событий, явлений. … Однако при этом сам он (человек) не сознает ограниченности своего опыта, расценивая его как единственный подлинно верный и отвергая все другие варианты, не типичные для рядового представителя технократической цивилизации. (с.82) …человек  из существа – по природе своей многомерного – превратился в плоскостное, двухмерное, да еще и неорганичное окружающему миру… (с.85)

     …автоматически возникает барьер между субъектом и миром (т. к. теперь их внутренняя природа совершенно различна), и мир перестает пониматься – поскольку теперь человек не может ощутить происходящее как в-нем-самом-совершающееся. С этого момента единственно доступный способ постижения – рассудочный. Прежняя способность, как мне думается, в зачаточной форме сохраняется как интуиция. (Можно представить себе ее мощь, так сказать, при ее «полной включенности», если даже ее редуцированная форма может приводить к великим открытиями и глубоким прозрениям!) (С.86) ... Люди, развившие в себе способность многослойного восприятия, свидетельствуют о том, что мир вокруг них как бы оживает, наполняется каким-то новым смыслом, озаряется внутренним светом. (С.85) …переживание такого…  мира ощущается как счастье, радость, полнота знания… (С.112).

     …какую же фундаментальную роль в эволюции человека как вида и человека как индивида играют сознание, эго, самосознание, центрированность в «Я», отдельность? (c.91) Эго-панцирь призван стабилизировать нестабильную структуру… Какова функция мышечных напряжений? …они обеспечивают движение…, [а также] …блокируют импульсы, идущие от ядра к периферии (с.92)  …Человек напрягается и: а) или не осознает возникающее побуждение, или б) удерживается от его реализации. (с.93) ...акцент во взаимодействии с миром и самим собой переносится с приятного на полезное. …полезно или вредно оценивается с точки зрения существующих стереотипов, установок, норм. (с.93)

       Человек имеет ограниченные энергетические возможности, потому что он нарушил свою связь с миром. Он теперь живет за счет собственной энергии, а раньше – за счет беспрепятственного пропускания через себя энергии неба и земли, инь и ян. (с.140) …раньше человек в основе своих излучений-взаимодействий с миром имел излучение мира. Сам же лишь направлял его туда, куда хотел. И сразу получал всю потребную информацию. Потому что и другие сущности работают по тому же принципу. Направление внимания означало: я стал тобой, ты стал мной, потому что в своей основе мы – одно, и теперь мы друг друга знаем. (с.141). …Человек был продуктом Божественных энергий, и поэтому он беспрепятственно пропускал их через себя, живя ими, питаясь ими, имея, фактически, неограниченный источник энергии. (с.143)

     …используя термин «сознание», мы вынуждены говорить о двух разных, хотя и взаимосвязанных вещах: 1) сознание как универсальная сила, участвующая в формировании человека как вида, и 2) сознание как специфически человеческая способность. (с.47) …энергетическая структура, найденная на уровне замысла (уровень действия универсальных сил), в нашем, физическом, мире предстает… облеченной в материал, характерный для нашего мира (то, что мы называем веществом). … поскольку это два разные мира, причем первый обычно именуют «тонким», «духовным», а второй «грубым», «физическим», то и формы воплощения (проявленности) в них разные. Первые обычно называют «идеями», «образцами», «структурами», а вторые – вещами, предметами, хотя по природе своей…, эти конструкты – совершенно одно и то же. (с.51) …Просто субстанции этих миров различны. (с.52) …есть все основания предполагать, что «материей», веществом энергетического мира является универсальная сила «сознание». (с.52) На это прямо указывают и разные эзотерические учения, и мифологические сюжеты, где мир предстает творимым из мысли, замысла Творца.оно может быть пережито как составная часть внутреннего личностного опыта каждого отдельного человека (см.: Уилбер К. Никаких границ. М. 1998).

     ...если существо воспринимает происходящее на основе использования сознания как универсальной силы, понимание достигается не за счет анализа и размышления, а за счет концентрации. (с.60) …субъект как бы проникает внутрь (вглубь) объекта, становится объектом, переживает его как состояние внутри себя. Результатом такого взаимодействия является знание мгновенное, непосредственное и точное, не искаженное присутствием и влиянием эго. (с.61) …сознание, как универсальная сила, … простирается далеко за пределы физического тела. Фактически оно не имеет границ.окружающее – той же природы. … (с.60)

     [Сознание] – … энергетическое воздействие, излучение. (с. 139) …сила, которую человек продуцирует… (с.138) …уверовав в какую-либо из своих идей, (он) наделяет ее энергией, делает ее, в определенном смысле живой. Через человека, который оказывается связующим звеном между реальным физическим миром (…реальными физическими мирами) и миром собственных мыслительных конструктов, идея может взаимодействовать с действительным миром, влиять на него. (с.146) … мы созидаем свою псевдореальность…(с.135) [ответственны за это]. …только имея развитую способность сознания и восстановив утраченную внутреннюю целостность и гармонию, человек оказывается способным к постижению глубинного знания уровня универсальных сил. (с.207)

          

          Полный текст книги: http://www.auditorium.ru/books/4006/  ,   http://www.philosophy.ru/iphras/library/beskova/evolutio.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz