Воображение и фантазия. Интуиция. ("Эволюция. Сознание")

 

«Воображение больше, чем знание.» (А.Эйнштейн)

 

«…современная манера текстопорождения все чаще и чаще предполагает у получателя информации наличие “совоображения, соединенного с рассуждением” (М.В.Ломоносов).» «…“и о серьезном несерьезно”. …на этой волне настроения возникают … бесконечные словесные игры, забавные формулировки, фразы дня, разного такта шутки… … Сейчас метафора из сугубо стилистического средства по сути дела превратилась в компонент символического мышления. … Эффективное общение невозможно без сходных ассоциаций.» (Бурвикова Н.Д. Костомаров В.Г. Особенности понимания современного русского текста // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX века : сб. статей в честь проф. С.Г. Ильенко / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена – С.-Петерб. гос. ун-т, редкол.: д-р филол. наук, проф. В.Д.Черняк (отв. ред.) [и др.]. – СПб., 1998. – С. 24–25.)

 

«Человек стал таким, какой он есть, с того момента, когда у него появилось воображение. Воображение – это путь к творчеству, путь к раскрытию смыслов.» (Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М. : Прометей, 1989. С. 211)

 

«Когда мы, философы, наглядно созерцаем, мы воображаем внутренние образы, воображаем идеи, т.е. воображаем смысло-образы.» (Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука. 1987. С.147, цит. по: Налимов В.В. Указ. соч. С.164)

 

Воображенье без оков,

Оно как бабочка игриво. (Д.В.Веневитинов.)

 

«Для меня воображение – синоним способности к открытиям… Подлинная дочь воображения – метафора, рожденная мгновенной вспышкой интуиции, озаренная долгой тревогой предчувствия… Воображение  поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым, сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не подозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует явлениями действительности…»  (Гарсия Лорка Ф. Избранные произведения. Т.1. М. 1986. С.410-411, цит. по: Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М. 1998. С.384).

 

«Интуиция … имеет дело с «непосредственным восприятием», т.е. таким, которое не уложено в категориальные рамки (как мы выяснили, заведомо ложные) и представляет собой «поток сознания». …  И чем меньше строгой  привязки к «категориям», тем больше шансов уловить важные нюансы. Это означает предпочтительность интуитивных методов в применении к любому многофакторному явлению, в котором число детерминирующих обстоятельств превышает «емкость» рассудочного мышления, составляющую, как известно из психологии, 7+2 единиц, т.е. прежде всего к большинству гуманитарных вопросов. Конечной целью является, однако, преобразование интуитивного материала в рассудочный, т.е. потоком сознания должны быть приданы адекватные понятийные формы.» (Майков А.В. Границы науки и плюрализм когнитивных практик: монография. / А.В.Майков; ГУАП. СПб. 2005. С.69-70)

 

     «Была у меня одна незабываемая ночь. Москва. Безлюдье. На небе – Млечный Путь. Звезды. Они горят гордо и холодно, кажутся недосягаемыми. Я смотрю на них, запрокинув голову. И вдруг меня, как электрический ток, пронизывает мысль. Я нашел решение величайшей из человеческих задач! Оглядываюсь – никого. Я один на один со звездами, и я открыл к ним путь! Открыл!!! В это я верил. Это ничего, что у меня нет еще вычислений, схем и чертежей. Они будут! Важно ведь озарение, открытие, принципиальное решение возможности полета в межпланетные пространства. Центробежная сила! Вот что поднимет человека к звездам!

     Фантазия мгновенно создала четкий чертеж, а затем и летательную машину. Это обтекаемой формы закрытая камера, похожая на полурыбу или полуптицу. Внутри камеры вибрируют вверх ногами два твердых эластичных маятника с шарами на верхних, вибрирующих концах. Маятники описывают дуги, и центробежная сила шаров поднимает кабину, унося ее с начала в воздушное, а потом и в межзвездное пространство.

     Все это проносится в мозгу в какие-то доли секунды, и меня охватывает бурный восторг. Волосы шевелятся на голове. Мурашки бегут по спине. Я готов петь, плясать, обнимать встречных, делиться с ними радостью открытия.» (Алтайский К. Циолковский рассказывает… : рассказы. М.: Дет. лит., 1974. С.128.)

 

 

Память сердца. Рассказ по воспоминаниям К.Э.Циолковского о маме:

 

     Много хорошего вдохнула она в меня и, что ценнее всего, научила смело мыслить. С матерью у меня связаны самые чистые и ничем не омраченные воспоминания. Она водила меня по Рязани, по берегу Оки, по садам и дубравам, и русскую природу я увидел ее глазами и полюбил. В матери жила редкая способность скупыми, сдержанными словами открыть душу явления или события. Все, что останавливало ее внимание, делалось для  меня значительным, интересным и притягательным. Мне кажется, без ее помощи я не постиг бы ни живописи, ни музыки, ни красоты земли, ни высшего блаженства на земле  – умения размышлять…

… Она тонко чувствовала красоту. И это понимание красоты старалась передать окружающим, и в первую очередь детям. …

     Если говорить начистоту, интерес и любовь к математике передались мне от нее, умеющей вдохнуть и в математику живую душу, и в числа жизнь, отвлеченные знаки и понятия сделать осязаемыми. Я позднее понял, что у нее были большие математические способности и интуитивное понимание такого, до чего я потом добирался с большой затратой умственных сил. (Алтайский К. Мать // Алтайский К. Циолковский рассказывает… : рассказы. - М.: Дет. Лит., 1974. - С.29-39.)

 

 

А.Эйнштейн о мышлении:

 

«Слова или язык, как в устной, так и в письменной форме, по-видимому, не играют никакой роли в механизме моего мышления. Психические сущности, которые, по-видимому, и являются составляющими элементами мысли – это определенные знаки и более или менее отчетливые образы, которые могут “произвольно” воспроизводиться и комбинироваться по собственному желанию… В моем случае, упомянутые элементы носят визуальный характер. Общепринятые слова или другие знаки мне приходится подбирать только на второй стадии, когда упомянутые ассоциативные связи приобретают отчетливые очертания и могут быть воспроизведены по моей  воле.» (в письме к Адамару, цит. по: Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики: пер. с англ. / общ. ред. В.О.Малышенко. М.: Едиториал УРСС, 2003. С.342.)

 

«…до сих пор мы продолжаем удивляться тому, что Эйнштейн  сумел постичь структуру, даже макроструктуру Вселенной, основываясь на очень небольшом числе экспериментальных данных. Большинство данных, подтверждающих его теорию, были получены потом, а некоторые из них совсем недавно, включая поразительные опыты, связанные с увеличивающимся разбеганием Вселенной и доказавшие правильность некоторых соображений Эйнштейна, относительно которых даже он сам потом склонен был сомневаться, потому что думал, что это никак не подтверждается эмпирически, но, как оказалось, впоследствии было подтверждено.» (Иванов Вяч.Вс. Наука о человеке : Введение в современную антропологию : курс лекций / Вяч.Всванов; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т «Рус. антрополог. шк.». – М.: РГГУ, 2004. – С.45-46)

 

 

Моцарт о творчестве:

 

«Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в добром расположении духа; или когда я предпринимаю поездку или отправляюсь на прогулку… - мне в голову приходит сколько угодно самых разных идей. Откуда и как они приходят? Я не знаю и ничего не могу с этим поделать. Те, которые мне приятны, я удерживаю в голове и часто напеваю без слов… Когда у меня возникает тема, сразу же приходит следующая мелодия, соединяясь с первой согласно требованиям композиции в целом: контрапункт, партия каждого инструмента – и, наконец, все музыкальное произведение. Тогда моя душа горит вдохновением. Произведение растет; я постоянно дополняю его, прорабатываю все более мелкие детали, пока в один прекрасный момент композиция не оказывается полностью сформирована у меня в голове, хотя она может быть и довольно длинной. Тогда мой ум охватывает ее единым взглядом, как красивую картину или прекрасную девушку. Это не последовательный процесс, при котором различные части произведения прорабатываются до мелочей и стыкуются друг с другом (так, как это будет сделано в дальнейшем) – нет, я слышу его целиком, как это позволяет мое воображение» (в кн.: Адамар Ж. Исследования психологии процессов изобретательства в области математики. Hadamard J. The psychology of invention in the mathematical field. Princeton University Press. 1945. P. 16. )



На главную

 

 

 



Hosted by uCoz