«…включение сознания в квантовую теорию измерений… … Этот путь может привести к радикальному расширению теории сознания и даже – к лучшему пониманию феномена жизни вообще

 

     «…включение сознания в квантовую теорию измерений… … Этот путь может привести к радикальному расширению теории сознания и даже – к лучшему пониманию феномена жизни вообще.» «…позволяет преодолеть концептуальные трудности квантовой механики, но вместе с тем открывает совершенно неожиданную возможность – по-новому взглянуть на сам феномен сознания. Это приводит фактически к выходу за рамки физики в обычном понимании этой науки, к непосредственному  соприкосновению физики и психологии и в более общем плане – естественных наук и гуманитарной сферы познания.

     … Вместе с тем появляется возможность объяснить необычные  явления, которые так или иначе связаны с работой сознания и  которые кажутся таинственными, а иногда и несовместимыми с законами природы.

     Такие явления лежат, видимо, в основе всех основных мировых религий и восточных философий, или учений. … Квантовая механика указывает на точку соприкосновения, даже на целую область соприкосновения этих двух сфер человеческого познания [науки и религии]. Этой общей областью является сознание

(Менский Михаил Борисович, доктор физ.-мат. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: Век-2, 2005. – С. 25.)

 

 

 

                                   Из книги М.Б.Менского «Человек и квантовый мир»:

 

     «Наиболее естественно… понимать «все существующее» как квантовый мир, описываемый полным вектором состояния. (с.183)

    …любая элементарная частица проявляет волновые свойства. (с.19) В квантовой механике… любой фундаментальный материальный объект обладает одновременно как волновыми, так и корпускулярными свойствами. Другими словами, вся материя обладает корпускулярно-волновым дуализмом. (с.51) [С этим] неразрывно связан и … принцип неопределенности Гейзенберга: положение частицы q и ее импульс p не могут быть одновременно точно известны. (с.19)  Отличительной чертой квантовой теории измерений является то, что она позволяет дать лишь вероятностные предсказания для исхода любого измерения, даже в том случае, если состояние измеряемой системы перед измерением известно абсолютно точно. (с.20-21)

     …в силу квантовой природы всех вообще физических систем при измерении обязательно меняется состояние измеряемой системы, притом это изменение тем больше, чем больше информации дает измерение. (с.62) Любое измерение физической системы производится с помощью некоторого прибора (в более общем случае – измеряющей среды). (с.61) …прибор, хотя и является макроскопическим, однако состоит из микроскопических атомов, а значит, и сам является, хотя и очень сложной и больших размеров, но все же квантовой системой. (с.22) При взаимодействии происходит взаимодействие прибора с измеряемой системой, в результате чего состояние прибора меняется так, что в его состоянии каким-то образом отражается состояние системы… (с.61) …увеличивая  точность измерения, мы… увеличиваем  и обратное воздействие… на состояние измеряемой системы. (с.63) …[оно] возмущается тем сильнее, чем точнее измерение. (с.64)

     ...понятие реальности в квантовой механике оказывается совсем не таким, как в классической физике.если в классической физике реальность существует объективно, а при измерении классической системы экспериментатор лишь получает информацию об этой реальности, то в квантовой механике реальность творится в процессе измерения и осознания наблюдателем результата измерения. (с.70) …при измерении квантовой системы не просто появляется новое знание о состоянии системы, но это состояние обязательно меняется. Изменение состояния измеряемой системы является платой за полученную информацию. (с.66-67) …даже зная все что можно о состоянии системы, нельзя предсказать точно результат того или иного измерения. (с.75) …в квантовой механике даже при полностью известном состоянии предсказания носят лишь вероятностный характер. (с.81)

     [По концепции Эверетта] все альтернативные результаты измерения, предсказываемые квантовой механикой, остаются равноправными, но каждый из них реализуется в своем классическом мире, одном из множества параллельно существующих миров (отсюда название – «многомировая интерпретация»). При этом в сознании наблюдателя возникает картина лишь одного из этих миров, или, другими словами, лишь одной из многих классических реальностей. Наблюдатель живет в одном из эвереттовских миров и непосредственно не воспринимает остальные миры. (с.24)  …каждый наблюдатель видит лишь один результат измерения, в его сознании… происходит редукция… (с.159) Эта операция (отбрасывания всех компонент суперпозиции, кроме одной) называется редукцией состояния. (с.167) Процедура редукции является чужеродной по отношению к квантовой механике, так как противоречит линейному характеру эволюции любой квантовомеханической системы.  Тем не менее, в квантовой теории измерений обычно принимается, что при измерении происходит именно такой переход, редукция состояния… Постулат редукции принимается для того, чтобы описать то, что реально наблюдается при измерении квантовых систем классическими приборами. Однако по существу такое описание эклектически соединяет квантовую теорию с классической. (с.167-168)                

    Условно можно сказать, что сознание [наблюдателя] разделяется на компоненты, каждая из которых воспринимает лишь один классический мир. … Каждая «компонента» сознания не знает, что существуют другие компоненты, и интерпретирует воспринимаемую ею картину как единственную реальность. На самом же деле существует множество «реальностей», и ни одна из них не более (и не менее) реальна, чем остальные. (с.161)

     Если объективно выбора одной альтернативы не происходит, а наблюдатель, тем не менее, всегда осознает лишь одну альтернативу, значит, выбор альтернативы происходит в сознании наблюдателя. (с.168)

     Расширяя концепцию Эверетта, мы примем предположение о том, что сознание как психический феномен на самом деле тождественно квантовомеханическому понятию выбора альтернативы. Это предположение позволит в ином ракурсе взглянуть на проблему измерения и на понятие реальности…  (с.156).

      Сознание оказывается общей частью квантовой физики и психологии, а тем самым – общей частью естественнонаучной и гуманитарной сфер познания. (с.170) Явление редукции упорно пытались объяснить как нечто, происходящее с материальными системами и не имеющее прямого отношения к наблюдателю, тем более к сознанию наблюдателя. (с.171) …что же удивительного, что его не удается понять, когда сознание исключается из рассмотрения? (с.171-172)

     …мы должны понимать сознание расширительно, как нечто, способное охватить весь квантовый мир, а не только одну его классическую проекцию. (с.169) Классический мир – это то, что мы наблюдаем, поэтому он интерпретируется как реальность. (с.177) «Реальность» одного классического мира, каким-то образом выбранного из всего множества альтернативных эвереттовских миров, оказывается вполне иллюзорной: ведь этот мир является лишь образом, возникающим в сознании. Если сознание видит один из эвереттовских миров, то остальные миры вовсе не перестают существовать… (с.177)  Представление о том, что лишь один, выбранный сознанием, мир реален, - это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя.то, что мы называем «классической реальностью», соответствует лишь одной из проекций… (с.177-178) …одна проекция ни в какой мере не отображает всей сложности объективно существующего квантового мира. (с.178)

     осознавание наблюдателем квантового мира … есть «включение» сознания…: это то самое, что в физике представляется разделением единого квантового мира на классические проекции (которые в сознании изолированы друг от друга). (с.179)

     …концептуальный анализ квантовой механики приводит к необходимости ввести в эту теорию сознание наблюдателя как необходимый элемент теории. (с.179) … [Это]  открывает путь к непосредственному контакту между физикой и психологией, … между естественными науками … и различными способами изучения духовного мира человека… (с.180) …скорее всего, познание самых интересных аспектов феномена сознания оказывается возможным лишь при взгляде на него одновременно в двух сторон: естественнонаучной и гуманитарной.только привлекая понятие или феномен сознания, можно разрешить «проблему измерения»,  возникшую в квантовой физике. (с.180)

      в рамках концепции Эверетта разделение на альтернативы производится сознанием (или даже более определенно: разделение на альтернативы – это и есть сознание). (с.194)

     Вполне естественно предположить, что сознание может влиять не только на характер альтернатив, но и на их вероятности… …сознание может влиять на распределение вероятностей, модифицировать его. (с.194) …естественным кажется предположение, что индивидуальное сознание может увеличивать вероятность попадания в те классы эвереттовских миров, которые по каким-то причинам представляются для него предпочтительными. (с.194-195)  …непротиворечивым является предположение о том, что сознание может сделать вероятным некоторое событие, даже если по законам физики (квантовой механики) вероятность этого события мала.сознание данного наблюдателя может сделать вероятным, что он увидит это событие.

     …сознание человека обладает способностью модифицировать вероятности попадания его в ту или иную классическую реальность…  …можно сказать, что в этом случае каждый сам выбирает мир, в котором он живет. (с.198)»


Менский М.Б. Человек и квантовый мир : Странности квантового мира и тайна сознания. - Фрязино: Век-2. 2005. - 320 с. - (Наука для всех).
Сайт издательства: www.vek2.nm.ru



На главную

 

Hosted by uCoz