На главную | Квантовая физика | Представления о вакууме | Живое | Песни Духа | Детям и взрослым | Воображение и фантазия Интуиция | Язык | Научное предвидение | Новая научная парадигма |
Зархина
Е.С.
Гуманитаризация
научно-технического
прогресса :
науч. доклад /
АН СССР;
Дальневосточное
отд-е;
Институт тектоники
и геофизики;
Общественный
институт
ноосферы. -
Владивосток:
ДВО АН СССР, 1988. - 15
с. - (Серия «На
путях к ноосфере»)
В качестве
основной
причины развития
экологических
кризисов
рассматривается
антагонистическое
противоречие,
возникшее
между
современным
направлением
НТП и общим направлением
прогрессивной
эволюции.
Рассматривается
насущная
необходимость
для целей
выживания
земной
цивилизации
вернуть в
аппарат
науки и
механизм
хозяйственной
деятельности
арсенал
средств, данный
человеку
эволюцией
для борьбы за
существование:
духовные
способности
самого
человека -
его нравственное
и
эстетическое
чувство,
разнообразие
личностных
образов мира,
воображение,
интуицию,
средства
искусства и
т.д. Намечаются
практические
пути слияния
материальной
и духовной
сфер
человеческой
деятельности.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы начинаем
серию
оперативных публикаций
Общественного
института
ноосферы
(ОИН). Этот
институт,
сформировавшийся
в начале 1988
года, с
центром в
Одессе,
объединяет
ученых самых
разных
отраслей
науки, как и
представителей
других сфер
человеческой
деятельности
из различных
регионов нашей
страны - от
Москвы до
Владивостока.
Для
совместной
работы
сплотились
люди, которые
активно ищут
пути выхода из
современного
экологического
кризиса и
построения
нового
будущего
Земли - ноосферы.
Люди, чьи
работы, идеи
и действия
уже в той или
иной мере
"протаптывают
тропинки" к
ноосфере.
Ноосфера
ныне
предстает
перед нами не
только как
высокая мечта
великого
В.И.Вернадского,
но как
грозная и
деловая
необходимость:
либо мы
сумеем
построить
сферу Разума,
в которой
общество
будет
сотворчествовать
с природой, а
не
противостоять
ей, либо
земная
цивилизация
будет
"выбракована"
вселенской
эволюцией.
Эту дилемму
должны -
самым
деловым,
практическим
образом - решить
уже ныне
живущие
поколения.
Ждать больше
некого.
Жесткие
лимиты
экологического
времени
диктуют нам и
специфические
формы работы.
Теоретические
построения
(требующие
совершенно
новых,
нестандартных
подходов)
должны идти
одновременно
с массовыми
практическими
поисками
путей к
ноосфере,
причем между
этими
процессами
должна
существовать
непрерывная
обратная
связь:
теоретические
находки
должны немедленно
становиться
достоянием
масс и
проверяться
на практике,
спонтанные
"ростки"
будущего,
рождаемые
практикой
общества,
должны
немедленно
координироваться,
обобщаться,
получать
глубокое
методологическое
осмысление.
Именно
эти задачи и
поставил
перед собой ОИН:
I. Активно -
методом
непрерывного
творческого
диалога
между
учеными
разных
отраслей и
регионов -
разрабатывать
теоретические
основы
перехода к
ноосфере и ее
построения.
Перехода от
нынешнего неустойчивого
состояния
системы
"Человек на
Земле" к
принципиально
новой
системе, построенной
на основе
адаптивного
(с взаимным
приспособлением
общества и
природы) планетарного
управления.
Здесь
непочатый
край работы -
от выявления
корней
нынешних кризисов
до поисков
путей
коренного
преобразования
основ науки,
3
практики,
обучения,
принципиально
иных форм
использования
материи,
энергии и
информации,
перестройки
типа
потребления,
самого
образа жизни
современного
общества, типа
его мышления,
психологии
и т.д. Ha этом
пути уже
немало
сделано, и
чрезвычайно
важно
объединить
это
сделанное, обнародовать
и начать
новый этап
совместной
работы.
2. Не менее
важная
задача ОИН -
стать
активным
"банком",
центром
выявления, координации,
теоретического
осмысления и
всяческой
поддержки
бесчисленных
спонтанных
"ростков"
ноосферы, бурно
возникающих
во всех
сферах
человеческой
деятельности.
3. Наконец,
третья
задача ОИН
(все задачи
равно важны и
теснейше
взаимосвязаны)
-
разрабатывать
непосредственно
для нынешней
социальной
практики и
оперативно
доводить до
органов
управления
рациональные
формы
стратегии и
тактики
хозяйствования
на Земле.
Корректировать
нынешние
методы
управления и
структуры
его
механизмов -
в науке,
практике и
обучении.
ОИНовцы
считают
одним из
важнейших и
действенных
методов развития
всех
названных
процессов -
максимально
оперативное
опубликование
и
распространение
информации, позволяющее
объединять
людей для
решения
единых задач.
Начиная
публикацию
серии, мы надеемся
на самую
активную обратную
связь с
нашими
читателями,
на постоянное
расширение
круга наших
единомышленников,
заинтересованных
оппонентов и
деловых
соратников.
Первые
препринты и
научные доклады
в серии
представлены
материалами,
которые
ОИНовцы и их
единомышленники
подготовили
к
конференции
"Социальная
экология и
здоровье
человека", прошедшей
в Хабаровске
в сентябре 1988
года.
В
дальнейшем
мы
намереваемся
предлагать
вниманию
читателей
теоретические
и
практические
находки, как
уже "наработанные"
в поисках
путей к
ноосфере, так
и вновь
появляющиеся.
Мы будем
благодарны
за любую
"встречную"
информацию
от наших
читателей,
каковую
обещаем тут
же
использовать
для общего дела.
Научный
совет ОИН
4
Когда мы
говорим о
кризисном состоянии
здоровья
людей и
здоровья
биосферы, то
первый
вопрос,
который
естественно
при этом
возникает: в
чем корни
вредоносного
характера
нашей
деятельности?
Сейчас уже
для всех
очевидно, что
экологический
кризис - явление
общеглобальное
и
общечеловеческое,
что
социализм,
если и имеет
преимущества
в его
преодолении,
то в
настоящее
время не в
силах эти
преимущества
реализовать.
Следовательно,
корни кризиса
надо искать
не в
классовом, а
в общеглобальном,
общечеловеческом
ракурсе.
Из этих
корней
"стержневым"
представляется
кардинальное
расхождение
того
направления,
что принял
современный
научно-технический
прогресс
(НТП), с
направлением
прогрессивной
эволюции в
целом.
Приведем для
наглядности
простейшую
метафору.
Прогрессивная
эволюция -
это как бы
подъем по
горному
серпантину,
по виткам
отрицания
отрицания. Мы
же, со своим
НТП, набрали
скорость на
одном из
отрезков
этой дороги,
забыли о ее
"витковом"
характере, не
желаем (да
уже и не
умеем) тормозить
и - явно не
"вписываемся
в поворот". Если
мы еще не
зависли над
пропастью
необратимого
самоистребления,
то очень
близки к
этому.
Еще
совсем
недавно само
представление
о сквозной
прогрессивной
эволюции
считалось
идеалистическим.
Утверждалось,
что эволюция
материи - это
одно, а
развитие
общества -
принципиально
другое.
Сейчас,
благодаря бурному
развитию
кибернетической
теории
систем, мы
начинаем
понимать, что
не существует
жестких
барьеров в
развитии
неживого и
живого,
биологического
и социального,
что во всех
случаях речь
идет лишь о ступенях
единого пути.
И что путь
этот - есть
неуклонное
усложнение
систем и
развитие их
способности
защищаться
от энтропии.
Не отрицая
универсальности
второго начала
термодинамики,
современная
5
теория
эволюции1
рассматривает
жизнь как
активную
напряженную р а б о
т у по
высвобождению
энергии
окружающего
мира и использованию
ее для
поддержания
неравновесных
процессов,
сохранения
и развития
непрерывно
усложняющихся
систем. И в
качестве
главного
инструмента
этой работы,
самого
мощного
оружия в борьбе
с энтропией
рассматривается
развитие
свойств о т
р а ж е н и я и
опережающего
м о д е л и р о в а
н и я
мира для
целей
у п р а в л е н и
я ситуацией.
Прогрессивная
эволюция
осуществляется
в процессе
конкуренции
управлений.
Возникновение
разума и
социальных
структур -
тоже лишь этапы
в усложнении
и усилении
антиэнтропийных
свойств
материи: отражения,
моделирования,
рефлексирования,
самоуправления.
Следует
оговорить,
что этапы эти,
по-видимому,
далеко не последние,
ибо
построение
ноосферы
потребует
формирования
коллективного
разума,
перехода от
социологических
к
интеллектологическим
структурам планетарного
характера.
Многочисленные
очаги
цивилизации,
неизбежно
возникающие во
Вселенной, по-видимому,
столь же
неизбежно
проходят
через кризисные
периоды,
подобные
нашему
нынешнему. В
результате
они либо
"выбраковываются"
эволюцией
(через ту или
иную форму
самоистребления),
либо
получают
шанс
распространить
свое влияние
во Вселенной.
Окажется
земная цивилизация
в числе тех
или других -
это зависит
прежде всего
от того, сумеем
ли мы
"вписаться"
в важнейший
закон
устойчивости
систем -
закон
необходимого
разнообразия.
При этом
следует
особо
подчеркнуть:
чем большее
разнообразие
сумеем мы
обеспечить
для устойчивости
управляемой
системы, тем
в большей
степени оно
потребуется
от управляющей
системы - от
самого
человечества.
Предстоит в
корне
перестроить
психологию
общества, переориентировав
ее не только
на максимальную
терпимость к
разнообразию,
но и на активное
стремление к
нему - в
противовес
явно господствующей
до сих пор
агрессивной
тенденции к
всеобщему
упрощению,
унификации,
выравниванию.
На этом фоне
становится
ясно, что
привычные
наши
представле-
1 Здесь и
далее
излагается
концепция
сквозной
синтетической
эволюции
А.П.Назаретяна.
См.:
Назаретян
А.П.
Человеческий
интеллект в
развивающейся
Вселенной //
Экологизация:
проблемы и
процессы
современного
развития. Владивосток:
ДВО АН СССР, 1988.
С.156-163.
6
ния о сути,
критериях,
направлениях
и достижениях
НТП - как,
впрочем, и
само его
название -
безнадежно и
опасно
устарели.
Мы привыкли
рассматривать
НТП как
процесс
приращения
научно-технических
новаций и использования
их в
практике.
Главным критерием
НТП мы, вслед
за
В.И.Лениным,
считаем наращивание
производительных
сил. Сейчас
очевидно, что
это
необходимые,
но не
достаточные
условия прогресса,
ибо ни то, ни
другое не
спасает нас
от
самоистребления.
Что же
касается
направления
нашего НТП,
то его можно
определить
как попытки
развития
производительных
сил за счет
все большей
подмены
функциональных
механизмов
природных
систем
некоей
суммой
технологий.
Подчеркиваем:
не
взаимоадаптация
техники,
природы и человека,
не их
взаимообогащение
и взаимодополнение,
увеличивающие
разнообразие,
а именно подмена
естественного
искусственным.
Это
касается не
только
природно-хозяйственных
территориальных
систем, но и
самого
человека. Ибо
и здесь в
полной мере
идет процесс
усечения,
усреднения,
нивелирования
индивидуальностей,
приведения
всех "к
общему
знаменателю".
Человека традиционно
пытаются
приспособить
к технологиям
и социальным
структурам,
а не
наоборот, что
приводит к
угрожающему
нарастанию
его
дизадаптации.
Весьма
наглядны в
этом плане, в
частности,
процессы,
сопровождающие
компьютеризацию,
автоматизацию
и т.п.
человеческой
деятельности,
что до сих
пор
рассматривается
как высшие
достижения
НТП. Между
тем
неадаптируемость
человека к
этим
системам
принимает
все более
опасный,
трагический
характер.
Эргономисты
передовых
стран уже ставят
вопрос о
поисках
принципиально
новых путей
НТП, с более
высокими
возможностями
адаптации к
ним человека2.
Тенденции
подмены
естественного
искусственным
неизменно ведут
к упрощению
систем, к
стремительному
падению их
устойчивости
и
продуктивности.
Все это
происходит
на наших
глазах и
может быть
иллюстрировано
бесчисленным
множеством
примеров.
Еще одна
угрожающая
тенденция НТП
-
лавинообразное
высвобождение
связанной
энергии
(вместо
связывания
свободной
энергии,
характерного
для
энергетики природы),
что ведет к
чудовищному
_________________________
2 Человеческий
фактор в
современном
автоматизированном
производстве:
Тез. докл. Хабаровск:
Дальневост.
фил. ВНИИТЭ, 1987. 286
с.
7
нарастанию
энтропии. Это
тоже как
будто всем
ясно, но от
понимания
до
реализации
понимания
еще слишком
далеко.
Очевидно,
что
названные
тенденции
НТП - в их
нынешней,
доведенной
до абсурда,
степени и
нынешних
планетарных
масштабах -
не просто
расходятся с
генеральным
направлением
прогрессивной
эволюции, но
входят с ним
в
антагонистическое
противоречие,
чреватое
"выбраковыванием"
нашей
цивилизации.
Если столь
остро встал
вопрос о том,
чтобы нам
"вписаться"
в ход
прогрессивной
эволюции3,
то,
следовательно,
назрела практическая
необходимость
обратиться к
давно
заброшенному
нами арсеналу
средств, что
был дан нам
эволюцией для
борьбы за
существование.
Не надо
обманывать
себя:
проблема выжить стоит
сейчас
перед
человечеством
с не меньшей
остротой, чем
во времена
его зарождения.
Итак, пора
вспомнить,
что духовные
способности
были даны человеку как
самое мощное
оружие (в сущности,
главный
козырь) в
борьбе за
выживание.
Напомним
также, что
эти духовные
способности
используются
современным
НТП в столь
же (если не более)
ничтожной
степени, что
и прочие
природные
ресурсы, - на 1,5-2%.
Пора
вспомнить, в
частности, о
том, что наше н р а в с
т в е н н о е
чувство
есть не что
иное, как
универсальный
инструмент
отбора и
преобразования
наших д е й с т
в и й на их биологическую
и социальную
целесообразность;
что наше
чувство к р а
с о т ы, также
закрепленное
в генной
памяти
поколений, -
не что иное,
как
универсальный
инструмент
отбора и
преобразования ф о р м и
структур -
как самого
человека, так
и всего, что
составляет
его среду, - на
их высшую
функциональную
приспособленность
для
выживания и
развития человечества,
то есть - на
биологическую
и экологическую
их
целесообразность.
Пора
вспомнить,
что
воображение и интуиция,
способность
к образному
мышлению, к
подсознательному
синтезу, к
предвидению -
эти воистину
царские
подарки
эволюции -
есть не что
иное, как
универсальные,
тончайшие, не
имеющие
аналогов
инструменты
опережающего
моделирования мира,
то есть главные
инструменты
управления
в борьбе с
энтропией.
___________________________
3 Весьма
показательно
нынешнее
нарастание
массового
интереса
людей всех
возрастов к
философии,
историзму,
эволюционизму.
Даже самые
юные
инстинктивно
чувствуют
здесь путь
выхода из
кризиса.
8
Наконец,
пора
вспомнить,
что и
с к у с с т в о,
призванное
разрабатывать
и развивать
весь
этот
богатейший
арсенал, есть
не что иное,
как
"н а у к а н е
о с в о е н н ы х с ф е
р", способная,
как известно,
опережать
научные
открытия на
многие
десятилетия,
а то и на века.
По мере
развития
товарно-денежных
отношений,
заслонивших
от нас
природу и
самих себя,
по мере
физикализации
науки и воцарения
в ней фетиша
"объективности"
(что на определенном
этапе было,
разумеется,
необходимо и
прогрессивно)
душа человека
постепенно
оказалась
полностью
вытесненной
из всех сфер
его практической
деятельности.
Категории
нравственности
и красоты, воображение,
человеческие
индивидуальности
с их
бесконечным
разнообразием
личностных образов
мира - все это
было
полностью
выброшено из
аппарата
науки и их
хозяйственного
механизма. Если
они и
использовались
там
отдельными
талантливыми
людьми, то
как бы
нелегально и
негласно.
Искусство
также
оказалось
полностью
отсеченным
от сферы
материального
производства
- не в
"прикладном",
а в высшем
своем
значении.
Если бы
кто-нибудь
пару десятилетий
назад
предложил
рассматривать
красоту и
нравственность
как серьезные
критерии в
оценке
хозяйственных
решений и
заговорил бы
о слиянии
науки, хозяйства
и искусства в
единый
"организм",
его бы, разумеется,
высмеяли.
Провидение
К.Маркса и В.В.Докучаева
о том, что
естествознание
и наука о
человеке
сольются на
определенном
этапе в одну
науку, слова
К.Маркса том,
что мы должны
творить
также и по
законам
красоты, -
воспринимались
как угодно,
только не как
руководство
к действию.
А сейчас
пришла
именно эта
пора - эпоха
Великой
Интеграции.
Преодоление
всех и
всяческих
границ,
прежде всего
границ между
материальной
и духовной
сферами
человеческой
жизни, становится
главным и, в
сущности,
единственным
путем нашего
развития.
Этот процесс
уже давно
идет, но идет
больше
спонтанно и
скорее
вопреки, чем
благодаря
официальной
науке и
существующим
институтам
управления.
Как реально
можно
представить себе
процесс
слияния
материальной
и духовной
сфер,
процесс г у м
а н и т а р и з а ц
и и
НТП? Первые
робкие намеки
на этот
процесс,
точнее -
отдаленные подступы
к нему, можно
увидеть,
скажем, в развитии
промышленного
дизайна, во
введении
штатных
психологов
на
предприятиях
9
и т.п. Более
существенные
обещания
проглядывают
в развитии эстетики
ландшафтоведения,
но пока
весьма робко,
автономно и в
значительной
степени декларативно.
Между тем
возможности
критериальных
сопоставлений
здесь
чрезвычайно
широки. При
разработке
принципов
адаптивного
землепользования
мы провели
параллельный
количественный
анализ
э к о л о г и ч е с к
и х
нормативов
структуры
ландшафта,
рассчитанных
по
критериям у с т о й
ч и в о с т и и п р о д
у к т и в н о с т и
природно-хозяйственных
территориальных
систем, и э с т е
т и ч е с к и х
нормативов
структуры
ландшафта,
которые
теоретики
паркового
строительства
дают по
критериям
человеческой
п с и х о л о г и
и. Как и
следовало
ожидать,
обнаружилась
почти полная
их
сходимость.
Природно-хозяйственный
ландшафт, не
вызывающий у
человека
ощущения
дисгармонии,
дискомфорта,
на поверку
всегда оказывается
достаточно
экологически
устойчивым. А
экологически
правильная
конструкция
ландшафта
всегда - при
глубоком и
неконъюнктурном
анализе -
оказывается
экономически
эффективной.
Это - правило
без исключений.
Та же
закономерность
обнаруживается
и в
соотношении
"нравственность
- экология -
экономика".
То, что безнравственно
(то есть
заведомо
идет во вред
подлинному
прогрессу
человечества),
всегда на
поверку оказывается
неэкономичным.
Мудрейшие
слова
Аристотеля о том, что,
обретая в
знании, но
теряя в
нравственности, мы идем н
а з а д, а не вперед,
сейчас имеют
не метафорический,
а самый
прямой
практический
смысл.
В экономике
это
проявляется
особенно
наглядно.
Помимо общеизвестных
примеров,
какими полны
сейчас страницы
журналов и газет,
я могу
привести
десятки
примеров из
опыта, самых
разных отраслей
и сфер - опыта,
с которым мне
самой приходилось
сталкиваться
непосредственно.
Есть
поразительные
по яркости
позитивные
примеры, но
они, к
сожалению,
единичны. Основная
масса -
негативных.
Для одной из
таких
иллюстраций я
просто не
могу не
использовать
трибуну. Речь
идет о
чудовищном
по своей
безнравственности
нынешнем
механизме
разорения
земельного
фонда. Причин
тут
несколько.
Одна - это
полная
необеспеченность
экономической
ответственности
за состояние
и использование
земли. Вторая
- это
автономность
Министерства
мелиорации,
главной силы,
реализующей
10
земельную
политику. При
мощнейшей
материально-технической
базе, все
стимулы
этого
ведомства
ориентированы
не на
интересы
хозяйства, а
на максимально
затратные и
широкомасштабные
варианты
освоения и
трансформации
земель. Наконец,
одна из
главных причин
состоит в
том, что
единственная,
в сущности,
служба,
призванная
контролировать
и разрабатывать
земельную
стратегию -
"Гипрозем" -
находится в
полнейшей
экономической
и организационной
зависимости
от
подконтрольных ей
ведомств.
К чему это
приводит, я
вижу на
примере
работы
института
"Дальгипрозем".
Здесь
работают - я
их знаю много
лет - высококомпетентные
и
стратегически
мыслящие специалисты,
честные,
глубоко
неравнодушные
люди. Я вижу,
как из года в
год их заставляют
фальсифицировать
материалы
обследований
земельного
фонда,
подгонять их
под прежнюю,
насквозь
прогнившую,
завравшуюся
земельную
статистику.
При этом на
обследования
даются
издевательски
короткие
сроки,
заведомо
рассчитанные
на "халтуру".
Я вижу, как
этих людей
все чаще
заставляют составлять
заведомо
нереальные,
не
соответствующие
условиям,
разорительные
проекты
освоения земель,
с подгонкой
результатов
под контрольные
цифры
"Продовольственной
программы".
Аппарат
принуждения
слагается из
госзаказов,
смехотворных
сроков,
отводимых на
их
выполнение, и
"кнута"
хозрасчетной
оплаты.
Я вижу, как
год за годом
эти люди все
больше
ломаются, впадают
в состояние
безнадежности,
привыкают к
спасительной
демагогии.
Повторяю -
отличные
люди и
отличные специалисты.
И такое
положение
практически
во всех
звеньях
механизмов
экономики и
управления,
почти без
исключений.
Одно из
самых
страшных
последствий
такого
узаконивания
безнравственности
- в том, что мы
теряем право и
возможность
воспитывать
своих детей,
ибо
демагогию
они безошибочно
чуют. Мы
разлагаем и
отпугиваем
от всякой деятельности
будущих
хозяев Земли.
Что может
быть более
гибельным
для
прогресса, в
том числе - и
для развития
производительных
сил?
До сих пор
мы говорили о
включении в
хозяйственный
механизм
лишь критериев
красоты и
нравственности.
Не менее
важно использовать
и другие
резервы
гуманитаризации.
Например,
подключить к
аппарату
науки все богатство
и
разнообразие
л и ч н о с т н ы
х
образов
мира,
индивидуальных
человеческих
воображений
11
и
интуиции,
весь богатейший
арсенал
искусства;
научиться использовать
в науке и
практике
огромные резервы
художнического
п р о в и д е н и
я и т.д.
Как это все
сделать
конкретно? Это
огромная и
интереснейшая
методологическая
задача,
предполагающая,
в сущности, подлинную
революцию в
методологии
науки, с
отказом от
множества ее
прежних
догм и
фетишей.
Революция
эта должна быть
"бескровной"
- не
уничтожающей
прежнюю методологию,
а
ассимилирующей
ее.
На
предстоящем
грандиозном
пути я могу
назвать пока
только
несколько
"тропок",
которые уже
нащупаны и в
определенной
мере
"протоптаны".
Что
касается
критерия
красоты, то в
той мере, в
какой она
является
отражением
гармонии,
функциональной
соразмерности
частей и
целого, ее
можно
выразить с
помощью математических
моделей. Эта
проблема,
первые шаги в
которой были
сделаны еще
пифагорейцами
в VI-V вв. до н.э.,
сейчас все
больше
привлекает
внимание
ученых.4
Однако,
учитывая
крайнюю
напряженность
современной
экологической
обстановки,
когда малейшая
ошибка может
вызвать лавину
необратимых
последствий,
математические
модели, с их
неизбежной
редукцией, "отсечением
сомнений"5,
должны обязательно
перепроверяться
с помощью
высшего,
нередуцированного
моделирования.
Следует
также учесть,
что наше
чувство
прекрасного
отражает не
только
гармонию
систем, но и
ту тончайщую меру
их
дисгармонии,
которая
необходима
для их
дальнейшего
развития6.
Таким
образом, при
любом математическом
аппарате
неизбежно
широкое практическое
использование
и прямой
"чувственной"
экспертизы.
При этом надо
учесть, что
особо тонким
чутьем на эстетическое
- и,
следовательно,
экологическое
-
неблагополучие
в структуре
систем обладают
люди
искусства,
имеющие
профессиональные
навыки не
только
оценки, но и
созидания
красоты.
Следует
уточнить,
чтобы не
напугать
загодя
хозяйственников:
эстетическая
и
нравственная
экспертиза
не заменяет,
а лишь дополняет
научную
экологическую
и экономическую.
"Красная
лампоч-
4 Сороко
Э.М.
Структурная
гармония
систем. Минск:
Наука и
техника, 1984. 264 с.
5 Метафора Э.Н.Сохиной,
6 Формулировка
Е.Г.Микова,
12
ка",
дающая
сигнал о
нарушении
гармонии или
нравственности,
служит
сигналом к
дополнительной
тщательнейшей
экологической
и экономической
перепроверке
решения, как
и к необходимости
совместных -
по тем и
другим
критериям -
поисков
альтернатив
или допустимых
компромиссов.
Для
экспертизы
по критерию
нравственности
психологи,
по-видимому,
тоже смогут
предложить
определенные
формализованные
пути. Но и
тут,
несомненно,
потребуется
и прямая чувственная
экспертиза.
Как
организовать
такую экспертизу?
Как ее
институализировать?
Как исключить
индивидуальные
ошибки
экспертов? Если
удастся решить
методологические
вопросы, то
найти организационные
формы,
по-видимому,
будет не так
уж трудно.
Что можно
сказать по
поводу
исключения
индивидуальных
ошибок - не
только в
эстетической
и
нравственной,
но в любой
современной
экспертизе?
Логика и
собственный
наш, уже
немалый, опыт
говорят о
том, что
процедура
статистического
отсева,
взвешивания
и усреднения
оценок здесь
недопустимы.
"Метод Дельфы"
сводит на нет
все
преимущества
высшего моделирования,
отводя ему
роль неполноценного
придатка
моделирования
математического.
Это уже
"забивание
гвоздей
микроскопом".
Усреднение
отнюдь не
устраняет
субъективные
ошибки, а
трансформирует
их в нечто,
равно далекое
как от оценок
конкретных
экспертов, так
и от истины.
Мы
убедились в
том, что
единственный
путь
коллективного
приближения
к истине - это
выработка
единого решения
или
альтернативных
решений
методом п е р е к
р е с т н о го д и а л о г
а - до
полного
выяснения
причин расхождений.
При этом осуществляются
взаимоконтроль,
взаимокорректировка
и
взаимообогащение
индивидуальных
оценок.
Личностное
разнообразие
образов не
усекается
или усредняется,
а синтезируется.
Более того,
диалог
дополняет его
такими
элементами и
находками,
каких не могло
быть ни у
кого в
отдельности.
Мы
убедились в
том, что
метод перекрестного
диалога -
один из
перспективнейших
не только в
экспертизе,
но и
непосредственно
в научном
творчестве.
Это - метод
будущего,
путь к формированию
коллективного
разума,
который мог
бы стать
подлинным
хозяином
ноосферы.
Еще один
реальный
подступ к гуманитаризации
НТП - это
отказ от
элитарности
и снобизма,
укоренившихся
в науке.
Здесь множест-
13
во
разных
аспектов, но один из
важнейших - это
"узаконенный"
переход
науки на язык
о б р а з о в. Ибо
это
единственный
язык, позволяющий
реально
осуществлять
интеграцию
разных
отраслей и
сфер,
преодолевать
нынешнее
"вавилонское"
разноязычие,
сделать
продукцию
науки
доступной
для немедленного
потребления.
Здесь тоже
не следует
пугаться. Неосновательны
опасения, что
образный язык
вытеснит
формализацию
и внесет
мешанину
"ненаучности".
Он лишь
сведет
формализацию
до разумных
пределов и дополнит
ее. Что
касается
опасности
образного
суесловия,
которым люди
будут
маскировать
научную
пустоту, то
следует
сказать, что
образное
суесловие
гораздо
легче распознать
и
"вышелушить",
чем
суесловие
наукообразное,
в котором мы
уже порядком
утонули. Напрасно
думать, что
ученые не
готовы к
переходу на
образный
язык. Ведь
человеку
здесь не надо
ничего
осваивать
заново. Надо
только
избавиться
от страха за
ложный
престиж и
вернуться к
исконным
своим
человеческим
способностям,
подавленным
нынешней вредоносной
системой
обучения.
Этот процесс
пойдет легче,
поскольку
"за одним
столом" с
учеными
будут работать
и люди
искусства.
Чрезвычайно
интересная
проблема -
научно-эвристический
анализ
произведений
искусства
всех времен,
народов и
форм на предмет
поисков и
использования
открытий его
"сверхпрогноза".
И многое
другое.
Но все это -
только
первые шаги.
В целом
предстоит
коренная
перестройка
типа
мышления в
науке,
практике, обучении.
Кстати,
показательно,
что именно в
сфере
обучения
педагоги-новаторы
наиболее
оперативно
попользуют те
огромные
возможности,
которые дает
слияние
науки и
искусства.
Можно назвать
интереснейший
опыт физика
Н.Н.Палтышева
из Одесского
ПТУ,
ленинградского
преподавателя
литературы
Э.Б.Культиясовой
и многих
других.
Реальных,
уже
пробившихся
ростков
гуманитаризации
- непочатый
край.
Необходимы
их активный
"банк", координация,
популяризация,
анализ.
Необходимы
форсированные
межотраслевые
и межсферные
методологические
разработки.
Нужна
переориентировка
психологии.
Нужны поиски
форм
институализации
всех этих процессов
и еще очень
многое
другое.
В целом же
можно
сказать, что
гуманитаризация
прогресса -
это одна из
самых увлекательных
и самых
оптимистических
задач из
всех, что
когда-либо
стояли перед
человечеством.
14
Евгения
Соломоновна Зархина
кандидат
сельскохозяйственных
наук, сотрудник
Дальневосточного
научно-исследовательского
института
лесного
хозяйства,
действительный
член
Географического
общества
СССР
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА
Ответственный
за выпуск
Г.Ф.Низяева