Бескова И.А. Будь собой! (Значение и ценность  экзистенциальных  переживаний) // Ваша светлость.  – 2007. – N 1 (4), февраль. – C.42–45.

 

Ирина Бескова

Будь собой!

(Значение и ценность экзистенциальных переживаний)

 

(с. 42) Экзистенциальные переживания – это базовые чувства, эмоции, состояния, связанные с самыми основами существования человека в мире, или, как говорят, с его экзистенцией. Они могут быть как позитивно, так и негативно окрашенными. Позитивно окрашенные экзистенциальные переживания – это состояния растворенности в мире, присутствия здесь и сейчас, ощущения необусловленной радости, любви, гармонии, целостности, единения с миром. Они приятны и желанны для любого.

Негативно окрашенные экзистенциальные переживания – это чувства вины, стыда, одиночества, страх покинутости (потерянности, ненужности), болезни, смерти. Каждому из нас эти состояния знакомы, и каждый хорошо знает, как неприятно и страшно столкнуться с ними, «впасть» в них. Поэтому человек прилагает значительные усилия для того, чтобы уклониться от встречи с такими переживаниями. В частности, использует разные формы бегства от них: от совершенно невинных и обыденных до экстремальных, способных причинить существенный вред не только здоровью, но и жизни. Последнее, понятно, это наркотики, алкоголь, азартные игры, экстрим в разной форме. Невинные - это погружение с головой в работу так, чтобы было, что называется, «не продохнуть» (излюбленное средство мужской половины), сериалы, встречи с подружками, чтение любовных романов (излюбленное средство женской половины). И, наконец, рефлексия и разные «умные разговоры» духовно продвинутых интеллектуалов обоих полов.

Хочу подчеркнуть, само по себе всё это ни хорошо, ни плохо. Т.е. сам факт наличия такого поведения – (с.42) (с.43) ни хорош, ни плох. Это просто есть, и это лучшее из доступного субъекту на том уровне развития и в том конкретном состоянии, в каком он в данный момент находится. Иначе говоря, если бы он имел возможность выбрать более эффективные формы поведения в таком состоянии, он бы их выбрал. И если он их не выбирает, значит, на данный момент иными возможностями не располагает.

Казалось бы, ну и что? Человек спасается от проблем так, как может. Что в этом такого? Если он много работает, разве это плохо? Если он (она) бесконечно проговаривает свою проблему с друзьями (с подружками), что в этом особенного? Если он (она) безостановочно рефлексирует, анализирует себя, «работает над собой», разве с ним что-то не так? Наоборот, хорошо: человек растет, совершенствуется!

Как видим, варианты выходов разные. Однако есть и общее: во всех случаях это бегство от себя, неприятие себя имеющегося. Например, в последнем случае: когда вы хотите «стать лучше», стремитесь к идеалу, вы ведь тем самым всем своим поведением, всем своим настроем утверждаете, что такой, какой вы есть на данный момент, вы себя не устраиваете. А это, в свою очередь, означает отвергание настоящего, бегство от себя реального к тому придуманному, идеальному, которого вы вообразили,  нафантазировали, или о чем вам авторитетные люди рассказали, что это хорошо, и к этому надо стремиться. Но в любом случае, оказывается, что искомое – не то, что есть здесь и сейчас. Потому что такой, какой вы есть здесь и сейчас, вы себе не нравитесь. Испытывающим, как маленький ребенок, немотивированный страх вы себе не нравитесь. Ощущающим чувство вины или стыда, непонятно из-за какой ерунды возникшее, вы себя неприятны. Чувствующим собственную слабость, незащищенность, вы себе кажетесь недостойным уважения и не хотите таким себя знать, воспринимать. И вы выбираете хоть что-нибудь из того обширного арсенала средств отвлечения/забвения, который предоставляет современному человеку нынешняя масскультура с ее стандартами постоянной веселости, успешности, самодостаточности, востребованности.

Так что же во всем этом неправильного? Какие проблемы? Разве плохо быть всегда веселым, всегда сильным, всегда успешным, всегда всем нужным?

А это нормально? Такое возможно без насилия над природой – и человека, и мира в целом? Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что у всего есть циклы: бывают моменты силы и слабости, упадка и подъема, полноты жизни и опустошенности, созидания и разрушения. И лишь современный человек – по стандартам сегодняшней масскультуры – должен избегать этих естественных циклов, если хочет считать себя состоявшимся. И мы обретаем соответствующий идеал: быть всегда на коне, наверху, на подъеме. И вот мы уже гоним от себя всё, не укладывающееся в этот стандарт.

А как мы можем прогнать? Убрать реально из своей жизни соответствующие переживания–состояния мы не в силах: они часть естественных ритмов динамики любых процессов (нет такого процесса, который шел бы только вверх, к возрастанию, такая система в какой-то момент взорвется). Значит, мы можем либо с большей или меньшей степенью успешности бежать от этих состояний, переключаясь на что-то другое (при этом понятно, что другое должно быть более мощным переживанием, иначе переключиться не удастся), либо просто не позволять себе осознавать их, не отдавать себе отчета в том, что реально с нами происходит, бесконечно обманывая себя, что с нами все в порядке, все хорошо, а настроение плохое потому что А, В, С… произошло (при этом А, В, и С – внешние события).

Я не говорю, что таких А, В и С нет. Я говорю, что очень часто не они первопричина, не они – подлинное основание переживаемых человеком «трудных» экзистенциальных состояний. Зачастую они – лишь средство, способ приписать имеющееся внутри напряжение и неудовлетворенность чему-то внешнему, некоему внешнему врагу, с которым можно, если уж не бороться, то, по крайней мере, встретиться лицом к лицу, признать факт его наличия. А вот с экзистенциальным внутренним состоянием, если оно имеет негативную окраску, взаимодействовать очень тяжело.

 

Современный человек всеми силами избегает негативных, а лучше сказать «трудных» (потому что сам ярлык «негативности» как бы предопределяет, задает наше к ним неграмотное отношение) экзистенциальных переживаний. Чем всё это оборачивается?

Во-первых, как ни странно, нарушениями и замедлением обмена веществ (одним из следствий чего является избыточный вес). А во-вторых, отсутствием позитивно окрашенных экзистенциальных состояний (и главное, невозможностью их достичь, скажу больше: логической невозможностью!).

Сначала об обмене веществ и избыточном весе. В обыденном представлении нарушения в этих сферах связаны с физическими составляющими нашей жизни: гормональным балансом, физической активностью, общим уровнем здоровья. И это действительно так. Но правильно ли считать эту взаимосвязь причинно-следственной? (с.43) (с.44) Я полагаю, что нет: ведь если два события связаны причинно-следственной связью, то, воздействуя на причину, мы с необходимостью (имеется в виду логическая необходимость, т.е. всегда, когда есть А, происходит В) получаем ожидаемые изменения следствия. Если в некоторых случаях воздействием на то, что мы считаем причиной процесса, мы можем вызвать нужные нам изменения того, что мы привыкли рассматривать как следствие, а в некоторых случаях этого достичь не удается, то значит, данные два события связаны какой-то другой формой зависимости. Например, отношением сопоследования (это когда оба интересующих явления оказываются следствиями некоего третьего, лежащего в основе и того, и другого). И в таком случае, действительно, изменение одного иногда может сопровождаться изменением другого, а иногда - нет.

 

Хорошо известно, что нормализовать обмен веществ непросто. Имеющиеся в арсенале современной диетологии и терапии ресурсы, хотя, в принципе, и действенны, но не всегда и не для всех. Что же касается характера их воздействия, то его, скорее, можно назвать беспощадным, чем взвешенным: серьезные ограничения в питании, большие физические нагрузки, лекарственные нагрузки.

Это странно: ведь если мы имеем знание о подлинной причине корректируемого процесса (нарушение обмена веществ, избыточный вес), то, воздействуя на причину (недостаточная физическая активность, несбалансированное питание), мы обязательно, с необходимостью должны достигать желаемого результата. Почему же у нас всё так сложно и ненадежно?

Рискну предположить, что то, что мы считаем причинами процесса, на самом деле не причины, а также следствия некоторого более общего основания. То есть, между нарушениями гормонального баланса, замедлением обмена веществ и полнотой существует не отношение причины-следствия, а отношение сопоследования. Иными словами, избыточной вес в такой же степени является следствием некоего пока неясного общего основания, как и замедление обмена, и гормональные нарушения.

Так следствием чего все они являются?

Я полагаю, что первопричиной всех этих и подобных им нарушений выступает отказ человека от переживания-проживания негативных (трудных, травмирующих) экзистенциальных состояний. Вся современная культура и жизненная среда отлажена так, чтобы с максимальной эффективностью и надежностью обеспечивать бегство человека от самого себя. Чтобы, когда он хочет забыться, он имел такую возможность. Соответствующее желание у него в наше время является практически постоянным. И это, на мой взгляд, происходит не потому, что он так ужасен или что его реальность сегодня хуже той, что была на заре цивилизации, а потому, что в современной культуре утвердилось неверное представление о значении трудных переживаний и, соответственно, о том, как с ними следует поступать. Зачем страдать, когда можно быть веселым? Зачем мучаться, когда можно забыться (и самые мощные средства такого гарантированного самозабвения – наркотики, алкоголь, игра, война)? И люди, как одержимые, несутся от себя, только чтобы не взаимодействовать с собой подлинным, не думать, не знать, не ощущать, что же на самом  деле у него в сердце, в душе.

Современная цивилизация предоставляет для этого разнообразные и богатые возможности. Вроде бы гуманно: человек отвлекается, забывается, переключается, и острота ситуации как бы сама собой снимается. Но так ли это?

Бегство только усиливает то, от чего бежишь. Таким образом, спасаясь от трудных экзистенциальных переживаний – чувства одиночества, покинутости, страха смерти, вины, стыда – мы их только усиливаем, они еще активнее стремятся прорваться в сферу осознания, в сферу проживания. Мы еще упорнее бежим от них в разные формы забвения. Это лишь усиливает их мощь, ухудшая ситуацию. Становясь еще более напрягающей и пугающей, она побуждает человека к еще более активному и всеобъемлющему бегству. Это путь в никуда (в дурную бесконечность), на котором средства спасения требуются всё более мощные и изощренные, а даруемое ими временное и иллюзорное облегчение бывает всё менее надежным и продолжительным. Вот, на мой взгляд, какова подлинная причина всех форм современных пагубных зависимостей.

Но как это связано с обменными процессами в целом и с избыточным весом в частности? Да очень просто. Не допустить в сферу осознания те или иные переживания можно только в том случае, если зажать, заблокировать их. При этом они станут рваться наружу, а человек будет их всеми силами упихивать внутрь, в глубину неосознаваемого. В таком конфликте, во-первых, происходит сумасшедшая растрата жизненной энергии. А во-вторых, нарушается обмен со средой. А ведь внутренний обмен веществ – лишь частное проявление общего состояния обменных процессов с миром. Негативные, трудные, травмирующие, драматичные экзистенциальные состояния – такая же нормальная и неотъемлемая часть человеческой жизни, как облака, тучи, грозы в природе. Если природа может хмуриться, почему человек (с. 44) (с.45) должен быть всегда весел и счастлив? Разве при естественном положении вещей такое возможно? Конечно, нет. Но главное даже не в том, что это так же невозможно, как невозможно, чтобы всегда светило солнце. Главное, что это так же нарушает гармонию, как ее нарушила бы постоянно солнечная погода, без дождей, облаков, гроз и бурь. Очень счастлива пустыня от того, что там всегда солнце и практически нет дождей?

Так же и человек. Избегая трудных экзистенциальных переживаний, он, во-первых, попадает в зависимость от средств, обеспечивающих более или менее продолжительное и устойчивое отвлечение. Причем сами эти средства по мере их использования становятся все менее действенными. В результате возникает потребность в постоянной их эскалации: или по объему, или по интенсивности – в частности, для достижения всё более сильных переживаний. Ведь сила действия равна силе противодействия, и чем сильнее человек вытесняет «трудные» эмоции и состояния, тем активнее они к нему рвутся из подсознания. Соответственно, нужны всё более мощные средства, чтобы отвлечься от них.

Во-вторых, усиливается внутренний конфликт, связанный с попыткой удержать вне сферы осознания и проживания то, что рвется к осознанию и проживанию. В-третьих, в теле и в психике возрастают и множатся зажимы и блоки, связанные с попытками не пережить то, что нуждается в том, чтобы быть пережитым. И наконец, подобная позиция в отношении самого себя, собственного внутреннего мира, иссушает душу: отказав себе в возможности (и праве) всем сердцем, всем своим существом пережить негативное экзистенциальное чувство, человек лишает себя шанса пережить и позитивное экзистенциальное чувство: любви, необусловленной радости, единения с миром, гармонии, сострадания. Потому что они только на первый взгляд противоположны отвергаемым состояниям. На самом деле у них есть одно важнейшее общее качество: и те, и другие целостны. И отвергая целостные негативные состояния, человек лишает себя возможности испытать целостные позитивные состояния.

Осложняет общую ситуацию и то, что от первых человек бежит, а за вторыми гонится. Но известно: за чем гонишься, того не достигаешь. И напротив, то, от чего бежишь, неотрывно следует за тобой.

Итак, искажая нормальный обмен со средой, а именно, отказываясь переживать и осознавать негативные состояния, человек искажает и внутренний обмен веществ, являющийся лишь формой проявления первого. (Вот, кстати, почему у маленьких детей и у влюбленных он сумасшедший: они живут и дышат полной грудью, «на полную катушку» проживая и плюсы, и минусы жизненных коллизий).

И еще один момент. Я подозреваю, что напряжение – такое же экзистенциальное состояние, как и трудные эмоции. Мы пытаемся всеми силами избавиться от напряжения: снять его, расслабиться. А результат-то тот же, что и с трудными состояниями-эмоциями: от чего бежишь, то тебя преследует, за чем гонишься, того не достигаешь. Поэтому навязчивое стремление избавиться от напряженности не только не избавляет от нее, но лишь усиливает зажим.

Соответственно изложенным принципам понимания логики процессов, надо не избавляться от напряжения, не бежать от него, а отдаться ему, осознать его желательность для себя в данный момент (а это так и есть, раз оно в тебе представлено, что бы об этом ни думало эго-сознание). И прожить его, по возможности, с удовольствием, а если нет, так хоть целостно, всем своим существом. Тогда и надобность в нем на какое-то время отпадет, организм сам по себе расслабится. А то получается, что мы прилагаем усилие, чтобы расслабиться. А разве это не противоречивая установка? А если она противоречива, разве она может быть реализована? А раз она не может быть реализована, разве не усугубляем мы внутренний конфликт, как раз и приводящий к эскалации напряженности?

Если же принять и согласиться, что напряженность – даже в условиях отсутствия видимой обусловленности такого состояния – это нормально (хотя, возможно, и неприятно), - так же нормально, как периодическое проживание негативных эмоций-состояний без какого-либо реального (объективного) «покрытия» (т.е. без видимой причины), тогда становится понятным, что, испытав напряженность, надо, во-первых, осознать свое состояние, а во-вторых, не отталкивать его, а наоборот, по возможности полно отдаться ему, буквально, приделать ему руки и ноги: пусть живет, пусть явит себя миру через организм человека, раз уж это состояние испытывает потребность стать проявленным, выраженным в мир. И тогда, как пасмурный день сменяется солнечным, как на смену грозе приходит штиль, так и на смену напряжению, трудным эмоциям, само придет расслабление – не как результат применения изощренных техник, по сути, требующих использовать специальные усилия для того, чтобы расслабиться, а ненасильственно, естественно и спонтанно, - как нормальная и закономерная смена противоположных динамик, происходящая не только в организме, но и во всем мире, - везде и всегда. (с.45)

 

 



Hosted by uCoz